Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (19)


Статья "Наука инстинкта. Ответ Рожалину"
Одоевский Владимир Федорович - Произведения - "Наука инстинкта. Ответ Рожалину"

    Скептику можно ответить следующим выводом: ты не можешь не верить тому,
    что ты имеешь силу думать, свою мысль сообщать глазам, языку, своей руке,
    следственно действовать, следственно жить; ты не можешь не верить тому, что
    ты живешь; если ты живешь - ты родился, если ты родился - есть для тебя
    начало, если есть начало, то была сила производящая, и так далее.
    Напрасно нападали на мысль о внутреннем чувстве; точно так же, как в
    мире физическом вредная пища нас с вида отвращает, - так точно к другому
    поступку мы при мысли о нем чувствуем отвращение. Это чувство развитое
    составляет основание нравственности.
    Поступки, в коих преимуществует один какой-либо элемент: поступок
    Курциев {1} представляет наиболее поэтическую сторону; поступок человека,
    который, надев на себя пробковый пояс, спасает человека, - видно одно
    действие знания; в позе отшельника, удалившегося от мира, не ищущего ни с
    кем сношения, - одна религиозная сторона. Надобно заметить, что в каждом из
    сих действий, хоть и подчиненно, но существуют и две другие стихии: в
    преимущественно поэтическом, религ<иозном> и знаемом? и так далее - по той
    же причине, почему органическое тело не может существовать без какого-либо
    своего элемента, хотя в каждом из них они соединены.
    То, что не есть ни знание, ни художественное произведение, ни вера и
    что между тем составляет жизнь нашу, есть то, что называют нравственным
    поступком. Нравственный поступок есть результат сих трех элементов, отчего
    то или другое соединение оных производит особенное понятие о нравственности,
    как то или другое соединение простых тел производит то или другое вещество;
    оттого в нравственном поступке мы находим, как говорят, ум - т. е. знание,
    согласное с религиею, и поэтическую прелесть. Есть нравственность в
    различных пропорциях.
    В историческом отношении это преобразование того или другого элемента в
    нравственные поступки людей есть следующее:

    | - элемент поэтический преобладает |
    Первый век { - религиозный |
    | - ученый |
    |
    Поэзия (времена беспокойные) |
    |
    | - ученый |
    Второй век { - религиозный |
    | - поэтический | Под общим
    } преобладанием
    | поэзии
    Вера (времена индийского и египетского образования) |
    |
    | - поэтический |
    Третий век { - религиозный |
    | - ученый |
    |
    Знание (времена греков) |
    |
    Четвертый век |

    Разум и инстинкт могут иметь различные степени в одном и том же
    человеке, то одолеет один, то другой. Так, например, простое боязливое
    ханжество вытесняется кощунством Вольтера, кощунство вытесняется сухим
    мистицизмом, мистицизм (2 нрзб.), но может быть высший синтез, разум с
    инстинктом, которого трудно, может быть, невозможно достигнуть, но
    приближаться к нему можно и должно, и потому не должно в последовательном
    роде теории стихий нашей жизни удерживать себя, боясь показаться
    непогрешимым; дело в том, чтобы быть всегда искренним.

    -----

    Лишь страдания выжимают из души светлую, живую, плодоносную мысль. Но
    не ищите в ней в минуту ее зарождения возможности применения. Мать еще слаба
    и ребенок так же; им нужно время для силы. Оттого люди глубокие неспособны
    на приложение своих мыслей; придут другие - разберут мысль по частям, как
    труп, и каждой найдут место.
    Первобытное инстинктуальное состояние человека не имело нужды в формах
    для того, чтобы [1 нрзб.] себя; когда ныне оно возвращается к сему состоянию
    посредством экстатического состояния (как бы состояние поэта), оно ищет
    образов для своего невыразимого состояния; не имея языка (ибо язык есть
    предчувствие эпохи разума), оно употребляет приблизительный язык, т. е.
    символы.


    Страницы: 1 2 3 4

    Одоевский Владимир Федорович - Произведения - "Наука инстинкта. Ответ Рожалину"


    Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"