Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (1)


Статья "Наука инстинкта. Ответ Рожалину"
Одоевский Владимир Федорович - Произведения - "Наука инстинкта. Ответ Рожалину"

-----

Поэт не должен принадлежать ни к какой партии - как священник, как
судья; партии не его дело; в мире искусства, как в мире божества, нет
партий; когда поэт выходит на площадь, тогда он не поэт более - он перестает
действовать инстинктуально, выходит из того положения духа, где время и
пространство, прошедшее, настоящее и будущее не существуют; дело поэта - мир
между всеми и торжество искусства. Лишь с этой высоты он должен низводить
взор на подлунное. Как скоро поэт выходит из своего инстинктуального
положения, тогда, по выражению древних, он перестает быть вдохновлен богами,
тогда он только человек ^и, как человек, обуревается страстями, принимает в
руководство земной разум вместо ума небесного и ошибается в пророчествах,
тогда как истинный поэт никогда не ошибается.


-----

Наука инстинкта должна явиться у русских.
Природа севера заставляет жителей его обращаться в самих себя и тем
побеждать природу; такова роль в человечестве северных жителей. Жителей юга
обманывает природа своею щедростью; они впадают в безумие, а природа
начинает их мало-помалу выделять из недр своих; физическое спасение жителей
юга зависит от жителей севера, издавна привыкших заменять силы природы своею
собственной силой.

-----

Желание южного жителя заглянуть на север и северного на юг не имеют ли
чего-нибудь общего с наклонностью растения искать новую землю, равно с
прививкою оспы. Северянин не прививает себе новую жизнь новым воздухом,
новым климатом. Минеральные воды должны целебно действовать и сами по себе,
но и испарениями своими в воздухе, и характером, который они сообщают всякой
пище. В Карлсбаде все овощи, плоды и самое мясо отзываются вкусом воды.

-----

Ничто не может быть труднее, как избавиться от судорог разума.
Мы не знаем безусловной истины, но имеем инстинктуальное познание добра
и зла, которое заставляет нас судить о других людях, вещах (ибо суждение
есть применение предмета к какому-либо мерилу); это инстинктуальное познание
развилось в людях; в простолюдине оно почти немо; познания разума не
помешают развитию этого инстинкта, ибо разум противоположен инстинкту; одно
искусство, действующее на нас вне условий разума, действующее
сомнамбулически, погружающее нас в мир сновидений, может возвысить этот
инстинкт, точно так же, как в состоянии сна мы действуем инстинктуально вне
условий разума. Оттого справедливо замечание Жан-Поля, {2} что для того,
чтобы узнать свой природный характер, должно заметить его в сновидениях. Кто
трусит во сне, тот от природы не храбр.

-----

Различие двух природ: инстинктуальной и разумной - явственно отражается
в наших чувствах; три: обоняние, вкус, детородная похоть - действуют без
нашей воли; три же: слух, зрение и осязание - большей частью не могут
действовать без нашей воли. Мы управляем и первыми, во менее. Необходимо,
чтобы разум наш иногда оставался праздным и преставал устремляться вне себя,
иначе дать место развитию инстинктуального чувства, ибо точно так же, как
человек может дойти до сумасшествия, предаваясь одному инстинктуальному
бессознательному чувству (высшая степень сомнамбулизма), так может дойти до
глупости, умертвив совершенно в себе инстинктуальное чувство расчетом
разума. Таким образом, первообразы поэтические являются душе лишь во время
ее инстинктуального состояния, явление сих первообразов в материи есть
преимущественно дело разума. Развитие этого инстинктуального страдательного
чувства так же необходимо и трудно, как развитие разума. Точно так же, как
надобно учиться мыслить и выводить мысль из другой, так надобно учиться и
отсутствию последования мыслей; как надобно учиться наблюдать предметы, так
надобно учиться сие наблюдение останавливать в собственной душе своей, так
же искать премудрости изнутри, как и извне. Разум действует лишь в круге
известных ему предметов и по законам, им самим изобретенным; духовный
инструмент открывает неизвестное и по сим законам, разумом не определенным,
которых он может знать существование, но подробности которых ему неизвестны.
Магнетическое состояние - это степень инстинкта - происходит не от
каких-либо доказательств или выводов магнетизера больному, но от
инстинктуального чувства магнетизера, для него самого неизъяснимого, по
сочувствию которого
Страницы: 1 2 3 4

Одоевский Владимир Федорович - Произведения - "Наука инстинкта. Ответ Рожалину"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"