Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (20)


Статья "Наука инстинкта. Ответ Рожалину"
Одоевский Владимир Федорович - Произведения - "Наука инстинкта. Ответ Рожалину"

естественную метафору видим в звуках, душа больного, на
которую действует инстинктуальная сторона гипнотизера, приходит сама в
инстинктуальное состояние. Высшее магнитное состояние есть смерть, в которой
разум уничтожается, а остается одна инстинктуальная сила; мы не можем
перевести сей силы на язык разума, оттого не можем на сей язык перевести и
состояние смерти. По инстинкту нам сие состояние понятно, как понятна
инстинктуальная сила; мы ее чувствуем, разум видит ее действия, но изъяснить
их, назвать под свои законы не может. Так, например, идею жизни мы не можем
вывести отвлечением, но верим сей идее инстинктуально (см. Каруса, {3}
примеч<ания> к пар. 5 "Vergleich Anatomie" {"Сравнительной анатомии"
(нем.).}).

-----

Есть люди, которые сносят всякую нелепость, лишь было бы в ней чувство;
другие не доверяют самому правильному силлогизму, если он выражен с
чувством; чувство их пугает - они подозревают в нем безумие и стараются
всячески от него отложиться, как от лукавого наваждения.

-----

Акт нравственного самопознания чрезвычайно труден для человека, мы не
можем довольно отделиться от себя; наше собственное Я, т. е. наши страсти,
наше воображение, вообще самое состояние духа, на которое действуют столько
различных влияний, мешают нам всмотреться в гармонию нашего духа, ибо мы его
часто рассматриваем тогда, когда он находится в взволнованном состоянии, и
оттого мы не понимаем этой гармонии, точно так, как медик, который бы,
рассматривая болезненный организм, почитал, что он рассматривает нормальное
строение организма. Этой причине должно приписать все эти системы отчаяния,
неверия в совершенство человека нашего времени. Дух, потрясенный внешними
обстоятельствами, видит самого себя в искаженном виде и думает, что это
состояние есть нормальное. Для этого необходимо обращать внимание на
физическую сторону природы; ее мне можно рассматривать - она составляет
нечто отдельное от нас; мы спокойнее можем рассматривать ее гармонию, ибо
она не нарушается внешними обстоятельствами, или по крайней мере мы легче
можем заметить эти нарушения. От гармонии физического мира мы можем заметить
о гармонии духовного и увериться, что мы, находя в его нормальном состоянии
нелепость, ошибаемся. В этом смысле естественные науки необходимы для
человеческой нравственности.

-----

Атомистики силятся подвести явления органической природы под ту же
теорию атомов, под которую, по их мнению, им удалось подвести природу
неорганическую. Но, наблюдая за движением науки в мире, можно быть
уверенным, что, может быть, один день отделяет нас от такого открытия,
которое неопровержимым образом покажет произведение вещества от
невещественной силы, - и тогда исчезнут все так называемые невесомые тела и
другие выдумки эмпиризма, и какой стыд будет тогда для ученых. Многие
наблюдения приводят к этой мысли: наблюдаем тела, при одинаковом составе
имеющие различные свойства. По атомистической теории это странное явление
объясняют тем, что частицы располагаются различным образом, но если эти
частицы одинаковы, то отчего они располагаются различным образом? Стало
быть, есть нечто такое, что их располагает тем или иным образом, - уж не
новая ли какая жидкость? Видимо, делается не менее затруднительно и
электричество, если это жидкость, то как не истощается она при изолированных
подушках, при изолированном кондукторе? Что если найдется, что одного
действия электричества достаточно для превращения одного тела в другое,
тогда что такое будет материя?

-----

Отражение в зеркале может служить прекрасным примером, каким образом
явление, действующее на чувство, может и не быть телом, не состоять из
атомов.

-----

Те ошибались, которые хотели подвести всю природу под математические
законы. Коль скоро мы приближаемся к внутренней стороне природы, так
исчезает главнейшая аксиома механики о том, что две противоположных силы
уничтожают друг друга. Если сила притяжения равна силе тяжести, отчего
планета не останавливается впереди солнца; если она не равна, отчего планета
не устремляется к солнцу или не удаляется от него. Противоположность двух
полюсов в электризме производит искру убийственную. Противоположность
кислоты и щелочи производит
Страницы: 1 2 3 4

Одоевский Владимир Федорович - Произведения - "Наука инстинкта. Ответ Рожалину"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"