Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (15)


Статья "Письмо А.А.Краевскому"
Одоевский Владимир Федорович - Произведения - "Письмо А.А.Краевскому"

    Скажите, кто это меня так горячо любит и так досадно, так жестоко не
    понял? Тем досаднее и тем грустнее, что любит! Стало, он любит но меня, а
    мой фантом. Тем грустнее, что признает во мне талант, ибо о вышины падать
    больнее. Если бы мне сказали: ты начинаешь выписываться, твой талант потерял
    свежесть - я бы, может быть, не согласился на правах архиепископа
    Гренадского, но мне бы не было так грустно мне говорят: ты падаешь, потому
    что мало-помалу миришься с пошлостью жизни и оттого, что дал в себе место
    скептицизму, миришься потому, что твоя филиппика принимает вид повести,
    сомневаешься потому, что не веришь в данное направление разума
    человеческого! Вы, господа, требуя в каждом деле разумного сознания, вы
    находитесь под влиянием странного оптического обмана, вам кажется, что вы
    требуете разумного сознания, а в самом деле вы хотите, чтобы вам верили на
    слово. Ваш criterium разум всего человечества; но как постигли вы его
    направление? Не чем другим, как вашим собственным разумом! Следственно, ваши
    слова "верь разуму человечества" значат "верь моему разуму!" - и, что бы вы
    ни делали, каким бы именем вы ни называли ваш criterium, а той сфере, где вы
    находитесь, вы всегда придете к этому заключению. А знаете ли, что значит
    это заключение? Верь моему разуму, следственно мой разум совершенен,
    следственно я - бог, т. е. вы другою дорогою, но дошли до одинакого
    заключения с римскими императорами, которые ставили себе статуи и заставляли
    им поклоняться. Этот роковой ход разума человеческого предвидела Библия в
    словах "не сотвори себе кумира!". Все мы чувствуем необходимость одной
    безусловной истины, которая осветила бы весь путь, нами проходимый, но
    спорим о том, где она и как искать ее. Не называйте же скептиком того, кто
    ищет лучшего способа найти ее и испытывает для сей цели разные снаряды, как
    бы странны они ни казались. Скептицизм есть полное бездействие, и его должно
    отличать от желания дойти до самого дна: медик не знает, какое дать
    лекарство, это незнание имеет следствием то, что он не пропишет никакого
    рецепта, - вот скептицизм; медик прописал лекарство, но, возвратясь домой,
    спрашивает себя: то ли он прописал, нет ли чего более лучшего, - делает
    опыты, вопрошает опыты других - это не скептицизм, но то благородное
    недовольство, которое есть залог всякого движения вперед. Пирогов прежде,
    нежели отрежет руку у живого, каждый раз предварительно отрежет ту же руку у
    десятка трупов - скептицизм ли это?
    Я не могу принять ваш criterium разума человеческого: во-первых,
    потому, что он неуловим - он агломерат, составленный из частных разумов;
    идеализация его кем бы то ни было всегда будет произведением индивидуальным,
    следственно не имеющим характера истины безусловной, всеобъемлющей;
    во-вторых, потому, что он еще не уничтожил страдания на земле; говорить, что
    страдание есть необходимость, значит противоречить тому началу, которое в
    нашей душе произвело возможность вообразить существование нестрадания,
    откуда взялось оно? в третьих, потому, что разум человеческий, как
    продолжение природы, должен (по аналогии) также быть несовершенным, как
    несовершенна природа, основывающая жизнь каждого существа на страдании или
    уничтожении другого. Все эти и многие другие наблюдения заставляют меня
    искать другого критериума.
    Форма - дело второстепенное; она изменилась у меня по упреку Пушкина о
    том, что в моих прежних произведениях слишком видна моя личность; я стараюсь
    быть более пластическим - вот и все; но заключать отсюда о примирении с
    пошлостью жизни - мысль неосновательная; я был всегда верен моему убеждению,
    и никто не знает, каких усилий, какой борьбы мне стоит, чтоб доходить до дна
    моих убеждений, отстранять все, навеянное вседневной жизнию, и быть или по
    крайней мере стараться быть вполне откровенным.
    Если бы кто, судя обо мне, не кладя моих мыслей на прокрустово ложе,
    применил их к собственной моей теории и с этой точки зрения посмотрел на
    них, то, может быть, много странного перестало бы быть странным и, может
    быть, тогда бы заметили, что, например, наблюдения над связью мысли и
    выражения принадлежат к области, доныне еще никем не тронутой и в которой,
    может быть, разгадка всей жизни человека. Впрочем, я сам виноват во многом;
    у меня много недосказанного - и по трудности предмета и с намерением
    заставить читателя самого подумать, принудить самого употребить свой снаряд,
    ибо тогда только истина для него может сделаться живою.

    Страницы: 1 2

    Одоевский Владимир Федорович - Произведения - "Письмо А.А.Краевскому"


    Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"