Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (20)


Статья "Элементы народные"
Одоевский Владимир Федорович - Произведения - "Элементы народные"


    Много толковали о судьбе, о цели человечества, о прогрессе и проч. т.
    п. Но все сии толкования производились с точки зрения народа, среди которого
    родился писатель. Знакомый лишь с элементами своего народа, он к ним
    приравнивал жизнь каждого другого. Западные писатели, не находя своих
    элементов, не понимают Северо-Востока; Северо-Восток по сей же причине
    осуждает на смерть Запад. Оно понятно: ни та, ни другая сторона не находят в
    другой тех элементов, в которых она привыкла видеть условия жизни. Великий,
    доселе вполне не оцененный подвиг Петра привил к славянским стихиям стихии
    западные. Запад ожидает еще Петра, который бы привил к нему {В подлиннике
    ошибочно: "к ней", - Ред.} стихии славянские, оттого страждет Запад, ибо
    тогда только образуется полнота человеческой жизни. Взгляните на его
    историческое развитие. Его характер: борьба и разрозненность. Славянский
    мир, пространством превосходящий Запад. был забыт, а в нем скрывается сила,
    необходимая Западу: чувство единства, которое во всей славянской истории
    является как постоянная формула уравнения, к которому окончательно
    приводятся все буквы, через какие бы изменения они ни проходили. Другая
    стихия, не менее важная - это то, что во всей вседневной жизни мы называем
    беспечностью и что в высшем своем значении есть вера в свою силу, почти не
    существующая в Европе, где жизнь почти без надежды на будущее. Неохотно
    организм принимает чуждые ему стихии, привыкший к одной пище, как бы ни была
    она груба, с трудом привыкает к другой, даже более питательной. Но есть
    верные признаки стремления Запада к Северо-Востоку. Это стремление невольно,
    но вырабатывается само собою Западом без сознания, против его убеждений. Сей
    признак я вижу в состоянии двух исповедаданий, издавна разделенных. Запад:
    папизм клонится к протестантизму, протестантизм к нанизму, т. е. каждое к
    своему отрицанию. Каждое из сих исповеданий на пути к другому старается дать
    формулу своим понятиям, и эта формула есть не что иное, как приближение к
    нашей церкви: как видно, недаром ежедневно молятся о соединении церквей.
    Один из весьма замечательных мыслителей Германии, Кениг, в своих изысканиях
    прочно попал на этот путь, не имея понятия о восточной церкви и никак не
    предполагая к ней приблизиться. Знаменитый Баадер {1} прямо выговорил эту
    мысль. Шеллинг на том же пути.

    -----

    Обвиняют Петра I в том, что он привил России просвещение, которое
    ограничило развитие какого-то собственно русского просвещения; точно так
    обвиняют садовника, зачем он привил махровую розу на шиповник. Роза не
    изменяет шиповника, он остается все прежний, лишь прививок на новом сучке
    делается сильнее, ибо получает новую пищу. К тому же, привьются только
    растения до некоторой степени однородные; если бы характер русского духа не
    соответствовал Петрову просвещению, оно бы не привилось к России.



      ПРИМЕЧАНИЯ



    Под этим заглавием в бумагах Одоевского сохранился ряд набросков, тесно
    связанных с замыслом "Русских ночей". Не исключено, однако, что писатель
    намеревался развернуть свои записи в статью уже после выхода книги в свет.
    "Элементы народные" публикуются впервые по автографам, хранящимся в ГПБ (I
    фрагмент - ГПБ, оп. 1, э 53, л. 15 об. и 84; II фрагмент - оп. 1, э 55, л.
    203).
    1 ... Кениг... Знаменитый Баадер... - см. примеч. 79, 80 на с. 302.



    Страницы: 1

    Одоевский Владимир Федорович - Произведения - "Элементы народные"


    Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"