Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (16)


"М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"

видел ни восхода, ни захода солнца, ни света лу-ны на море, но с первого раза я им поверил, это должно быть так. Картине же Брюллова как-то не веришь".16 Мнение Н. Мельгунова, с которым В. Одоевский поддерживал дружеские отношения,17 и слух о том, что А. Венецианов "проверял во вре-мя гроз эту картину и нашел все верным только едва ли однаж-ды",18 были, конечно же, известны писателю, но он пренебрег ими. Безоговорочное признание Одоевским верности картины -- следствие романтического подхода к живописи и вместе с тем серьезный аргумент в пользу именно такого подхода, ибо для большинства читателей 40-х гг. авторитет Брюллова был непре-рекаем.
   И хотя в русском искусстве возобладали иные, реалистичес-кие тенденции, тенденции, связанные с отказом от брюлловской манеры письма, позиция писателя не была ни архаичной, ни не-правомерной. Вспомним, что А. Н. Мокрицкий счел нужным пе-рейти от А. Венецианова в класс К. Брюл-лова,19 вспомним кри-тические статьи А. Н. Майкова 40-х гг., пронизан-ные убеждени-ем в том, что "искусство не есть копия с натуры, не есть меха-ническое ее воспроизведение";20 вспомним, наконец, и более позд-нее противостоя-ние И. И. Шишкина, стремившегося к "портретности изобража-емой природы",21 и А. И. Куинджи.
   Одоевский не являлся приверженцем так называемого акаде-мического романтизма: его концепция, восходящая, несомненно, к Ф. Шлегелю, который "в намеренном отклонении от голой правильности природы" 22 усматривал возможность достижения идеала, несовместима с требованиями формальной достоверности в разработке сюжета. Писатель был чуток ко всякого рода фаль-ши в искусстве и выступал прежде всего против рассудочности и бездумного фиксирования натуры, предугадывая эти -- сопровож-давшие становление реализма -- издержки. Небезынтересно, что еще в 1835 г. он высказал мысль о возможности импрессионисти-ческого, в сущности, пейзажа. Одоевский предлагает вообразить, что некий талантливый живописец создал картину, в которой "не было бы ничего, как в осенний петербургский вечер":23 от тумана нельзя было бы отличить облака, воздух от воды, горы от зданий. Такая картина "не имела бы никакого определенного предмета", но, по мысли Одоевского, могла бы "произвесть не-обыкновенное впечатление" (92, 303). Вместе с тем -- и это пред-ставляется особенно замечательным -- за фламандской школой, обычно третировавшейся за прозаизм и бездушное копирование природы, Одоевский, подобно В. Кюхельбекеру,24 признавал ис-тинную художественную значимость. Он усматривал творческое начало в изображении, например, коровы,25 но в отличие от Н. Надеждина, указывавшего на опыт фламандцев как на "гос-подствующую потребность гения",26 не ограничивал повседнев-ной прозой круг тем, достойных воплощения.
   Одоевский ценил в живописи способность изображать "чув-ствования, выдавшиеся наружу",27 представлять идеалы, ценил присущую замечательным мастерам прошлого зрелость нравст-венного опыта. Не случайно писателя неизменно интересовали Рафаэль и Дюрер, а в зрелые годы "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи и мадонна Людовико Караччи восхитили его. "Пос-ле Madonna di Litto я не видал ничего выше выражения Мадон-ны Ludovico Caracci, -- читаем до сих пор не публиковавшуюся запись Одоевского, -- <...> краски потерялись, но рафаэлевское вдохновение все то же; замечательно, что все другие картины Людовико Караччи плохи" (50, 211).
   Интересы Одоевского не ограничивались, говоря словами С. Шевырева, поисками "красоты и благодати";28 оригинальность писателя проявилась и в том, что его особое внимание привлекли кризисные явления в истории искусства -- трагическая судьба Фра Бартоломео и гравюра маньериста Хендрика Голциуса, од-ного из основателей Гарлемской художественной академии. По-скольку эти сведения приводятся нами впервые, обратимся к материалу.
   В "Северной лире на 1827 год" был опубликован аполог В. Одоевского "Смерть и жизнь", начинающийся так: "На стене моей висит рисунок, снимок с славной картины Гвидо, изобра-жающей любовь, человеческий череп и розы. Меня всегда пора-жала эта картина...".29 Комментаторы "Северной лиры" Т. М. Гольц и А. Л. Гришунин сообщают, что Гвидо Рени (1575--1642) -- итальянский живописец, но не называют описы-ваемой в апологе картины.30 Это и неудивительно: у Гвидо нет такого сюжета.31 Между тем произведение, о котором идет речь у Одоевского и которое приписывается им Гвидо, хорошо изве-стно. Это гравюра, а вернее -- одна из двух различающихся лишь незначительными деталями гравюр Хендрика Голциуса (1558--1617), "первого настоящего виртуоза, которого мы встре-чаем в истории резцовой гравюры".32 Именно эта гравюра, пред-ставлявшая трагикомическую сущность бытия, вдохновила В. Гю-го ("Осенние листья") и Ш.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"