Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (19)


"М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"

Бодлера ("Амур и череп") 33 и бла-годаря этому избежала участи других, хорошо известных в свое время созданий X. Голциуса. В центре гравюры изображен эрот, курчавый малыш, весьма напоминающий очаровательных крепышей Рубенса;34 позади, за его спиной, изысканно драпи-руются складки плаща, чем-то напоминая крылья. Сидя на че-репе, малыш старательно выдувает мыльные пузыри, которые подобны, как гласит подпись, быстротечной жизни. В левом ниж-нем углу Голциус поместил строгой формы вазу, в которой стоят отцветающие розы, в правом -- урну с прахом. Между урной, из которой клубится дым, и вазой -- бордюр со словами "Такова жизнь". В гравюре X. Голциуса, таким образом, представлено то "соединение предметов, по-видимому столь несовместных",35 о котором идет речь в апологе Одоевского.
   В воображении героя "Смерти и жизни" "снимок" оживает. Начинают чередоваться видения: очаровательный Кифаред (амур, эрот) и безобразный череп беспрестанно сменяют друг друга. В апологе сказалось и контрастное противопоставление урны и вазы, в гравюре X. Голциуса, призванное подчеркнуть бренность существования: жизнь мечтателя, читаем у Одоевско-го, "прикована к жизни розы, он живет и умирает вместе с нею -- то горит бурно, порывисто, то вдруг хладеет как пепел".36 Завершается аполог неожиданным указанием на опасность меч-тательности -- "живой смерти". Одоевский, таким образом, при-вносил в мотивы гравюры новое содержание, и важно не то, что он, пользуясь копией ("снимком"), не знал подлинного имени мастера, обозначенного в подлиннике, а то, что именно эта рабо-та Голциуса оказалась созвучна мироощущению самого Одоев-ского.
   Гравюра X. Голциуса, запечатлевшая кризисное восприятие мира ее автором, стимулировала философско-эстетические иска-ния Одоевского, наводила писателя на "бесконечные ряды раз-мышлений". 37 Если это принять во внимание, станет яснее не-удовлетворенность Одоевского формулой В. К. Кюхельбекера, со-гласно которой "соединение вдохновения и прелес-ти" является условием "высшей поэзии",38 условием подлинно зна-чительного искусства. "Сие умствование, может быть, и справед-ливо, но не полно; я не вижу в нем объема идеи искусства",39 -- возражал Одоевский, вероятно, имея в виду и вдохновенную, но вовсе не "прелестную" аллегорию X. Голциуса. Благодаря этой "славной картине" можно глубже понять значение и смысл обра-за младенцев, пускающих мыльные пузыри, из аполога Одоевско-го "Старики или остров Панхаи" (1823) -- произведения, в кото-ром явственно обнаружилось стремление писателя оспорить уто-пическую мечту о земном рае, "эдеме", изображенном Диодором Сицилийским.40 Заметим, что гравюра Голциуса не менее четы-рех лет оставалась в поле зрения Одоевского и что связанное с нею своеобразие мировосприятия не было утрачено и в дальнейшем.
   Аполог "Смерть и жизнь" предшествовал замыслу незавер-шенной повести конца 20-х гг. "Св<ятая> Цец<илия>", и, чтобы понять мироощущение писателя последекабристской поры, необходимо перечитать и обдумать сохранившиеся материалы -- три главы и отдельные черновые наброски, хранящиеся в архиве писателя под N 13 (1, 80).
   С тех пор как П. Н. Сакулин охарактеризовал это начинание Одоевского как "гимн идеалиста искусству, божественной красо-те и поэзии жизни",41 выдержанный в духе иенского романтика Вакенродера, рукописи не пересматривались, несмотря на прин-ципиальную важность замысла. Позволим себе поэтому напом-нить содержание повести, известное по обстоятельному переска-зу П. Н. Сакулина.42
   "У окна келий в монастыре Св. Бернарда сидел пустынник, погруженный в глубокую задумчивость" (13, 56). Это инок Виченцио. "Мысленно пробегал он свое земное странствование: в юности любовь к поэзии и живописи, возвышенные помыслы любомудрия волновали и покоили его душу, в сладких сновиде-ниях представляли ему будущее и поселяли в нем гордость са-мосведения. Он постигнул ту силу, которая вырывает у природы сокровеннейшие из ее таинств, волшебное сродство мысли с вы-ражением было ему легко и понятно, и полотно оживало под его рукою, гармония чувства переливалась в звуки, и глубокие умоза-ключения предупреждали открытия человечества. Но люди не по-няли его, и он не понял людей..." (13, 57). Поэтому Виченцио отказался от деятельности, заточив себя в монастыре, и "с сла-дострастием отчаяния следил, как мало-помалу свинцовым сном засыпала душа его" (13, 57 об.). Преодолеть "пламенные мечты отчаяния" помогла Виченцио случайно им обнаруженная в келье "Св. Цецилия" работы одного из учеников А. Дюрера: "Новым светом отразились для него все прежние помыслы и чувства" (13, 128 об.). Находка возбудила всех, но постепенно удивление "иноков-художников"
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"