Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (7)


"М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"

охладело; Виченцио же, все более всматри-ваясь в икону, возрождался к жизни: "дух его воспрянул от сна" (13, 128 об.). Однажды, чтобы устранить пятно на иконе, Вичен-цио вновь взялся за кисть. На этом обрывается 1-я глава.
   Следующая глава представляет собой описание болезненных сновидений Виченцио, в которых он видит себя беседующим с Цецилией в охваченной холерой Венеции. Влюбленный в изобра-жение святой, Виченцио говорит ей о своей любви и своих стра-даниях, страданиях человека, "в котором, может быть, скрыва-лись и высокие замыслы, и благородное самоотвержение, и неус-танная деятельность и которому, может быть, суждено было оста-вить какой-нибудь след на пути жизни" (80, 525).
   Глава 3-я не сохранилась; глава 4-я носит название "Харак-тер" и повествует о земной Цецилии и о положении женщины в обществе. Здесь писатель высказывает мысль о том, что "харак-тер каждого человека есть соединение его природной организа-ции с обстоятельствами, в которые ставит его место, им занима-емое между другими людьми" (80, 526). В такой связи в пове-сти указаны два пути, открывающиеся перед светской женщи-ной: один из них ведет к гибели души и позднему раскаянию, другой -- через "сильный труд" и "сильное чувство" -- к "выс-шей цели". К художественной разработке намеченной в этой гла-ве социальной проблемы Одоевский, предшествуя многим литера-торам, выдвигавшим идеи женской эмансипации, не раз обра-щался в 30-е годы.
   Согласимся с П. Н. Сакулиным в том, что связь "Св<ятой> Цец<илии>" с "Сердечными излияниями отшельника -- любите-ля искусств" В. Г. Вакенро-дера глубока и основательна. Замысел Одоевского, бесспорно, восходит к стихотворению, сочиненному Иосифом Берлингером, вакенродеровским героем:
 
   О Цецилия святая!
   Одинокий, изнывая,
   Плачу горькою слезой.
   Зри -- от мира удаленный
   И коленопреклоненный
   Я молюся пред тобой.43
 
 
 
   Это тем не менее вовсе не означает, что Одоевский был эпигоном иенских романтиков. Характерный для любомудров интерес к эстетической концепции иенцев сочетался у писателя с крити-ческим ее пересмотром, с желанием связать искусство с други-ми видами человеческой деятельности, с перенесением исканий в области социальную и историческую. О неприятии Одоевским мысли о примате искусства со всей очевидностью свидетельству-ют материалы повести. В "Св<ятой> Цец<илии>" писатель трансформирует ситуацию, представленную в хорошо известном ему этюде В. Г. Вакенродера "Видение Рафаэля".44 Немецкий пи-сатель рассказывает, что явившееся Рафаэлю, вследствие напря-жения всех его духовных и физических сил, видение пресвятой девы настолько запомнилось, что позволило запечатлеть этот образ с удивительной простотой и искренностью. Душевное состояние Виченцио, живущего снами-мечтами, живо напоминает состояние Рафаэля; однако если Вакенродер подводил читателя к мысли о том, что художник творит по божественному наитию, то у Одоевского идет речь о целительной силе искусства, постепенно возвращающей героя к деятельной жизни. Быть может, Одоев-ский, обстоятельно изучавший эпоху Возрождения, знал, что Вакенродер, используя в "Видении Рафаэля" письмо великого художника, заменил Галатею мадонной с тем, чтобы усилить ре-лигиозно-мистическую направленность своего сочинения.45 Во всяком случае, он заставляет своего героя испытывать "безумную страсть" к иконе, исполненной "благочестивым художником": "...в нем родилось безумное, но мучительное чувство или оживить ее или самому [воплотиться] обратиться в нее -- словом, слиться с нею [в одно], быть с нею одним существом" (13, 129 об.).
   Трагедия экзальтированной личности -- едва ли не централь-ная тема повести. Неслучайно "Св<ятой> Цец<илии>" предпо-слан следующий эпиграф из гетевского "Вертера": "Удивительно! Как я понимал каждый шаг свой и зашел так далеко! Как ясно ви-дел свое положение, а действовал как ребенок! И теперь еще ясно вижу, а нет ни малейшей надежды исправиться" (13, 56). Так возникает мысль об опасности оторванной от повседневной прозы мечтательности, отрешенности от действительности; "жи-вой смерти", вдохновленной "вечной любовию",46 противостоит деятельность. Не принимая вакенродеровского культа художни-ка, вознесенного над жизнью, Одоевский устанавливает связи творческой деятельности с действительностью.47
   В повести "Св<ятая> Цец<илия>", вобравшей в себя пред-ставления писателя об идеальном, т. е., по его словам, естественном устройстве общества, в котором человек будет "жить сообразно своей природе"
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"