Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)


"М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"

(80, 526 об.), убеждения Одоевского обретали трагическую остроту. "При нынешнем несовершенном состоянии общества, -- читаем в черновиках повести, -- совершенное дости-жение цели жизни невозможно; оттого беспрестанная борьба ме-жду природною организацией) человека и условиями общества, в которых он находится" (80, 527). "Цель жизни" виделась писателю в достижении гармонии духовных и утилитарных интере-сов, эгоистических начал и альтруизма, в свободном развитии личности. Вопреки мнению 3. А. Каменского, вслед за И. И. Замотиным несколько упрощенно интерпретирующего утопические воззрения писателя, Одоевскому не была свойственна мысль о необходимости "подчинения индивидуального "Я" уни-версальному человеческому единству", об ограничении возможно-стей личности по причине непонимания ею "своей родовой сущ-ности". 48 Одоевский, как известно, ратовал за счастье всех и ка-ждого, и если в его незавершенном трактате середины 20-х гг. "Сущее, или существующее" говорится, что "стремление к сча-стью есть стремление сделаться родом" (ї 31),49 то это совсем не означает, что писатель ограничивал каким-либо образом права и возможности личности. В черновиках "Святой Цецилии" недву-смысленно говорится: "Жить сообразно своей природе -- есть цель [жизни] всех тварей от человека до кристалла; к ней подвигает-ся общество в продолжение веков, к ней старается приблизиться каждый человек за время своей жизни <...> от большего или меньшего приближения к сей цели зависит то, что человек на-зывает счастием своим или несчастием" (80, 526 об.).
   Сила и мужество Одоевского-мыслителя заключаются в том, что он умел выявить в прогрессе кризисные явления. Его герой, "злополучный всем, что есть в внешней и внутренней жизни му-чительного", напряженно ищущий ответа на вопрос "что такое жизнь" (13, 56 об.), упрекает себя в незрелости; самые чистые и благородные побуждения Виченцио оказываются сопряженными с болезненным состоянием сознания. В "Св<ятой> Цец<илии>", может быть, впервые в русской литературе Одоевский предпри-нял попытку показать трагически изломанную личность, пред-шествуя в этом Ф. М. Достоевскому.50
   Одоевский бесконечно далек от идеализации эпохи Возрож-дения, от поисков утраченной гармонии; поэтому под его пером возникло изображение экстремального состояния человеческой психики: "То было не минутное чувство, не своенравная прихоть [больного] [своенравного] расстроенного воображения. Он измерил каждый шаг свой -- сомневался на каждом шагу, -- противоречил и тогда уже уступил жизни, когда все силы смерти истощились" (13, 128 об.). Осознание трагического разлада творческой личности с действительностью, разлада, чреватого разорванностью созна-ния, усугубляло присущую Одоевскому неудовлетворенность дей-ствительностью и вместе с тем давало возможность надеяться на преодоление конфликтных ситуаций. В 4-й главе, имея в виду не столько Ж. Ж. Руссо и его последователей, сколько, по-види-мому, себя самого, писатель утверждал: "Замечают, что с боль-шим развитием идей человек сделался несчастлив; это естествен-ное дело; люди действительно теперь несчастливее, как больной, который несчастливее в то время, когда понял свою болезнь, не-жели в то время, когда не понимал ее; может быть, это признак выздоровления..." (80, 527). Эти суждения Одоевского значительны не только сами по себе как свидетельство дискомфортности, остро ощущавшейся писателем во второй половине 20-х гг., но и благодаря той -- ранее не отмечавшейся -- связи, которая су-ществует между ними и строем мысли лермонтовского предисло-вия к "Герою нашего времени". Это такой же аналог лермонтов-ским суждениям, что и высказывания А. Мюссе в "Исповеди сына века" (1836).
   Одоевский не был склонен преувеличивать возможности ис-кусства в деле преобразования общества.51 Он выдвигал идею гармонического сочетания различных начал в деятельности че-ловека, не отводя искусству главенствующей роли. Виченцио вос-принимает картину буквально так, как требовал Вакенродер, -- в молитвенном экстазе, и это порождает "безумные надежды", а потому и осуждается писателем, в поведении которого и взгля-дах на искусство присутствовал своеобразный ригоризм, позволив-ший друзьям полушутя-полусерьезно сравнивать его с Савонаро-лою. Одоевского настолько привлекала деятельность вождя Фло-рентийской республики, что вскоре после "Святой Цецилии", в 30-е гг., в мистерии "Сегелиель" он намеревался посвятить это-му страстному обличителю развращенности, сопровождавшей раз-витие гуманизма в Италии, специальный эпизод.52
   Есть основания указать на то, что ситуация, представленная в 1-й главе "Св<ятой> Цец<илии>", до некоторой степени сход-на с той, которую пережил сподвижник Савонаролы -- известный флорентийский
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"