Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (11)


"М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"

художник Бартоломео делла Порта (1672--1775/77). Дж. Вазари, внимательно изучавшийся Одоевским, рас-сказывает, что, напуганный народным выступлением против Са-вонаролы, "этот большой талант и кроткий художник"53 стал монахом, поклялся больше не заниматься живописью. В течение четырех лет Фра Бартоломео не работал, отдавшись выполнению устава и молитвам, но потом монахам -- ценителям живописи (совсем как у Одоевского!) с большим трудом удалось вернуть его искусству: он написал для монастыря богоматерь с младен-цем на руках, являющуюся неимущему Св. Бернарду (отмечу очевидную контаминацию). Потом Фра Бартоломео, один из учи-телей Рафаэля, работал в Риме и Флоренции, создавая образы идеальной, добродетельной ("Мадонна делла Мизерикордиа") и -- в последние годы жизни -- падшей женщины ("Христос и Магдалина"). Отзвуком трагедии Фра Бартоломео, уничтоживше-го свои картины под воздействием проповедей Савонаролы, в которых говорилось о необходимости связывать прекрасное с бла-городным содержанием и воспевать исключительно красоту ду-ховную, кажутся вопросы Виченцио: "...в самом ли деле прекрасна картина? [Что] если она прекрасна -- то зачем она? зачем пре-красное существует на свете?" (13, 128 об.). В сущности, уже са-мый замысел Одоевского -- представить художника-гуманиста, не понятого людьми, не удовлетворенного повседневностью и стре-мящегося вырваться из ее уз во имя высокой нравственности, -- может свидетельствовать о достаточно основатель-ном знакомстве с моралистическими концепциями Савонаролы, с которыми, кста-ти сказать, соотносимы и две ипостаси Цецилии.54
   Одоевскому второй половины 20-х гг., как показывает изуче-ние его романа "Иордан Бруно и Петр Аретино",55 было свой-ственно свободное отношение к историческому материалу, имен-но поэтому жизнеописание Фра Бартоломео, в разное время при-влекавшее к себе внимание его друзей -- В. Кюхельбекера и С. Шевырева,56 могло послужить одним из источников размыш-лений о судьбе художника (творческой личности вообще) в пору исторических потрясений. Впервые выявленная нами реминис-ценция проливает дополнительный свет на отношение писателя к декабризму, позволяя понять испытанное им потрясение, чувство обреченности, разочарования и надежды на преодоление кризи-са. Не так давно 3. А. Каменский без сколько-нибудь сущест-венных или новых аргументов пытался представить В. Одоевско-го консервативным мыслителем, весьма чуждым передовым, де-кабристским устремлениям.57 "Св<ятая> Цец<илия>", не при-нятая во внимание этим исследователем, опровергает подобные умозаключения, помогая выяснить реакцию писателя на разгром восстания декабристов. Сильное и глубоко прочувствованное вос-приятие недавних исторических событий, сочетавшееся с при-стальным вниманием к кризисным периодам в истории искусст-ва, помогло писателю, опережая свое время, поставить вопрос о глубокой внутренней противоре-чи-вос-ти эпохи Возрождения.
 
 
   1 Белинский В. Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 1. С. 116.
   2 Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма: Кн. В. Ф. Одоевский. Мыслитель-писатель. М., 1913.
   3 Там же. С. 65.
   4 На это обратил внимание В. Г. Белинский. См.: Белинский В. Г. Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. С. 116.
   5 Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. С. 283. -- В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте: в скобках указывается страница. Следует заметить, что в пору непрестанных споров по поводу проекта и методов строительства Исаакиевского собора высказанная в новелле мысль о необходимости материального обеспечения гигантских проектов была весьма актуальна.
   6 Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Т. 1, ч. 2. С. 344.
   7 Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М.: Искусство, 1974. Т. 2. С. 454.
   8 Цит. по кн.: Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963. С. 198.
   9 Возможно, имеется в виду "Пейзаж с сухим деревом", хранящийся в Эрмитаже.
   10 Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. Т. 2. С. 179.
   11 Там же. С. 174.
   12 Там же. С. 455.
   13 Известны, в частности, суждения Н. М. Рожалина и художников А. Иванова и Ф. Завьялова. См. подробнее в кн.: Ацаркина Э. И. К. П. Брюллов: Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1963. С. 135.
   14 Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, ф. 850, N 370, л. 10. -- Письмо Н. Мельгунова не учтено исследователями, не учтена его оценка творчества Брюллова.
   15 Там же. -- Наивно было бы упрекать Н. Мельгунова в недопонимании, подобно тому как это делается в
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "М. И. Медовой. Изобразительное искусство и творчество В. Ф. Одоевского"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"