Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (12)


"В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"

драматизм трагедии, психологизм лирики и величие эпоса.}. Такой
универсальной романтической "драмой в прозе", соединившей в себе
повествовательный эпос, лиризм и драматические элементы, даже музыкальный
принцип (идея контрапункта в прозе), и стали "Русские ночи", одна из самых
оригинальных книг мировой литературы.
В романтических повестях, вошедших в книгу В. Ф. Одоевского, происходит
целеустремленное переосмысление индивидуальных судеб (к примеру, жизней
великих композиторов Баха и Бетховена). Здесь преодолеваются границы, в
которых замкнулась уединенная личность, и обнаруживается ее генетическая
связь с общим, с миром и людьми, с вечно обновляющимся организмом жизни.
Личная судьба в "Русских ночах" чаще всего рассматривается как следствие
неправильного развития, как недолжное проявление, искажение общей идеи
жизни. Одоевский в повестях о великих творцах показывает именно неидеальные
судьбы. Судьбы эти тщательно отобраны, особым образом выстроены и
сопоставлены, и потому все повести стремятся к одному центру, к единому
идейному фокусу. И на этом пути происходит преобразование жанровой природы
романтической повести.
Романтическая повесть, в "Русских ночах" перенасыщена философией,
реалиями культуры. В повесть вмещается уже не анекдот, не случай из жизни, а
целая жизнь. "Себастиян Бах" - это и повесть, и музыкальный трактат, и
основательная биография композитора. Но биография эта - особого рода.
Персонажи Одоевского не равны их прототипам, Белинский сказал об этой
повести Одоевского: "Это скорее биография таланта, чем биография человека"
{В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т.. VIII, с. 312.}. "Последний квартет
Бетховена" - тоже биография, ко здесь судьбу таланта определяет движение
внутреннего мира, а не внешние жизненные обстоятельства.
Причем "биографии таланта" философски осмысливаются и комментируются в
обрамляющих повествование диалогах и эпилоге "Русских ночей". Содержание тут
постепенно преодолевает жанровые рамки малой прозаической формы. А
антиутопии "Город без имени" и "Последнее самоубийство", где показаны целые
общества, живущие по теориям И. Бентама и Мальтуса, еще более раздвинули
границы внутреннего пространства книги. Возникает единый уровень, на котором
романтические повести Одоевского начинают срастаться в большую прозаическую
форму, в уникальный художественный организм. При этом внутреннее
пространство "Русских ночей" не едино, разделено жанровыми рамками повестей,
меняющих свою природу и значение, но не растворяющихся внутри книги и
явственно различимых.
В свое время В. В. Гиппиус назвал "Русские ночи" "романтическим
романом" {В. В. Гиппиус. Узкий путь. - "Русская мысль", 1914, кн. XII, с.
16.}, и в этом есть своя правда. Сам Одоевский хорошо понимал, что
сопоставление изображенных в повестях судеб неизбежно приведет к роману:
"Одна из труднейших задач в экономии романа - соединить лица, которых
взаимное соприкосновение было бы интересно" {"Русские писатели о
литературе", т. I, Л., 1939, с. 266.}.
Но все дело в том, что Одоевский мыслил русский роман совершенно иначе,
чем большинство его коллег-прозаиков. Он прошел мимо предложенной Пушкиным
"онегинской формулы" романа и создал принципиально иную модель жанра. И
назвать его книгу романом можно лишь с существенными оговорками.
"Русские ночи" - плод творческой полемики с традиционной для западных
литератур и нарождающейся уже и у нас романной формой. В сущности,
Одоевского не устраивала именно художественная "экономия" современного ему
романа, в центре которого стоял главный герой, окруженный объясняющими и
оттеняющими его второстепенными персонажами. Писатель стремился к
универсальному, "свободному" роману без героя, к объективному повествованию,
вобравшему в себя элементы драмы.
Вот что писал Одоевский о замысле "Русских ночей": "Романисты
схватывают жизнь одного человека и разделяют ее на самые мелкие оттенки.
Отдельная страсть одного человека сделалась предметом художника... Эти
наблюдения привели меня к мысли, что роман отдельно от драмы и драма
отдельно от романа суть издания неполные, что тот и другой могут соединяться
в одном высшем синтезе, что формы романической драмы могут быть обширнее
форм обыкновенной драмы и обыкновенного романа;
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"