Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (32)


"В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"

что главным героем может
быть не один человек, но мысль, естественно развивающаяся в бесчисленных
разнообразных лицах" {Р ГПБ, ф. 539, оп. 1, пер. 13, лл. 14-15.}. И потому
его книга стала "романом идей", вобравшим в себя целую культурную эпоху.
Здесь идеи сливаются с лицами, с персонажами романтических повестей. И
каждый персонаж, подчиняясь идее, в свою очередь соединенной с основной
концепцией книги, тем не менее свободен в рамках повести, не заслоняется
другими персонажами.
В сущности, "Русские ночи" - это прообраз романтической культуры,
энциклопедия миросозерцания наших романтиков. Здесь запечатлена духовная
атмосфера 30-х годов прошлого столетия. Художественное мышление Одоевского -
это прежде всего мышление романтическое. А романтизму была присуща
бескомпромиссная критика прошлого и настоящего, органически соединяющаяся со
стремлением в ничем не скомпрометированное будущее, с верой в скрывающиеся в
туманном завтра необозримые возможности, В прошлом же и настоящем русским
романтикам чаще всего виделись разобщение и обособление людей, распад
целостного знания о мире на отдельные науки, сухой и поверхностный
рационализм.
У Одоевского все время повторяется мысль о дисгармоничности бытия, о
трагической разорванности человеческого сознания, порождающей
неблагополучные судьбы, Любая литература, некритически принимающая и
отражающая этот хаотичный, несовершенный мир и забывающая об идеальном
будущем, вступает, по его мнению, на неплодотворный путь художественного
распыления бытия. Одна из целей "Русских ночей" - художественное выявление,
подчеркивание и разоблачение недолжного бытия. В примыкающих к этой книге
"Психологических заметках" Одоевский развивает мысль Платона о гармонии
("Пир"), перенося ее из области чистой эстетики в поэтику "Русских ночей":
"Тогда, когда каждый индивидуум будет знать звук, который он должен издавать
в общей гармонии, тогда только будет гармония" {См. наст. изд., с. 271.}. В
книге В. Ф. Одоевского показана дисгармоничность отдельных личностей и целых
социальных систем. В то же время здесь настойчиво проводится мысль о
возможности и необходимости социальной и нравственной гармонии.
В повестях "Русских ночей" воплощены разные типы духовной глухоты,
роковой неспособности уловить жизненный ритм, губящие не только героев, но и
целые цивилизации. И потому перед читателем возникает отчетливая,
объективная картина социальной и философской дисгармонии. Здесь содержится
пророческая критика буржуазной индивидуалистической культуры. И эта критика
была одним из основных достижений Одоевского. Другим его достижением стала
романтическая "диалектика души". Недаром Гоголь, внимательно следивший за
работой Одоевского над "Русскими ночами", отметил именно точность и глубину
анализа движений человеческой души: "Это ряд психологических явлений,
непостижимых в человеке!" {Н. В. Гоголь. Полн. собр. соч., т. X. Л., 1940,
с. 248.}.
Писатель делает героями повестей самых разных людей, от Баха и
Бетховена до несчастного импровизатора Киприяно. И у всех персонажей- одна
черта: неполнота жизни, дисгармоничность духовного развития. На нескольких
страницах Одоевский сумел показать трагедию великого Бетховена, не могущего
более выражать свои колоссальные замыслы на языке музыки. "Себастиян Бах" -
печальное повествование о трудной, скорбной судьбе гения, знавшего только
одно свое высокое искусство и постепенно превратившегося в "церковный орган,
возведенный на степень человека".
Повести "Русских ночей" о замечательных музыкантах и художниках и
сегодня поражают глубиной проникновения в духовный мир этих изнемогающих в
борении с собственным гением людей. Тут Одоевскому пригодились и знания и
талант музыковеда, и немалый опыт сочинения и исполнения музыки, и
постоянный интерес к тайнам человеческой души. В его черновиках сохранилась
любопытная запись: "Была минута, когда Шекспир был Макбетом, Гете
Мефистофелем, Пушкин Пугачевым, Гоголь - Тарасом Бульбою; из этого не
следует, что они такими и остались; но чтобы сделать живыми своих героев,
поэты должны были отыскивать их чувства, их мысли, даже их движения, их
поступки в самих себе" {ОР ГПБ. ф. 539, оп. 1, пер. 24, л. 226.}. И этот
редкий дар понимания, проникновения в сложнейший характер и духовное
сродство со своими героями позволили Одоевскому
Страницы: <<< 11 12 13 14 15

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"