Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (8)


"В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"

ученых и литературных занятий, и именно
тогда он впервые начал печататься, в том числе и во "взрослом" журнале
"Вестник Европы". Две встречи той поры особо важны для понимания духовной
жизни молодого Владимира Одоевского. Первая - это знакомство с мечтательной,
возвышающей душу поэзией Василия Жуковского: "... В трепете, едва переводя
дыхание, мы ловили каждое слово, заставляли повторять целые строфы, целые
страницы, и новые ощущения нового мира возникали в юных душах и гордо
вносились во мрак тогдашнего классицизма, который проповедовал нам Хераскова
и еще не понимал Жуковского" {П. Н. Сакулин. Из истории русского идеализма.
Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. I. M., 1913, с. 90. В дальнейшем ссылки на
это издание будут даваться в тексте с указанием части и страницы.}. Это была
встреча с новой литературой, с возникавшим тогда русским романтизмом.
Одновременно юный Одоевский увлекся философией, учением немецкого мыслителя
Ф. В. Шеллинга, открывавшего тогда новые пути пытливой молодой мыслили
потому позднее названного в "Русских ночах" Колумбом XIX столетия.
Вторая встреча для Одоевского оказалась важнее, и это многое определило
в его дальнейшей судьбе. Когда в 1822 году он окончил пансион с золотой
медалью, выбор уже был сделан: Одоевский присоединился к лагерю русских
романтиков. Но с самого начала он вместе с несколькими друзьями избрал
особый путь в литературе русского романтизма. Путь этот вел к
художественному творчеству через теорию, через создание национальной
философии. В сфере интересов Одоевского литература на время была заслонена
философией, отошла на второй план.
В 1823 году Владимир Одоевский и его друг, поэт Дмитрий Веневитинов
создают знаменитое Общество любомудрия, объединившее в своих рядах
представителей передовой дворянской молодежи Москвы. Это новое поколение
активных деятелей было преисполнено больших надежд, считало, что будущее
принадлежит именно им - "русским молодым людям, получившим европейскую
образованность, опередившим, так сказать, свой народ и, по-видимому, стоящим
мыслями наравне с веком и просвещенным миром" {"Русские эстетические
трактаты первой трети XIX в.", т. II. М., "Искусство", 1974, с. 610.}. Цель
общества определена была в его названии - любовь к мудрости, прилежное
изучение античных и немецких философов и работа над созданием оригинальной
отечественной философии, из которой и должна была возникнуть новая русская:
литература.
Примечательны эти молодые люди с их поистине титаническими замыслами,
это удивительное собрание русских натур, так много обещавших и немало
сделавших. Поэт Дмитрий Веневитинов, строгий юноша с профилем Наполеона,
блестящий оратор и теоретик, достигший в своих статьях и письмах чаадаевской
глубины н беспощадности суждений и как-то посоветовавший вообще
приостановить ход развития тогдашней российской словесности, с тем чтобы
"заставить ее более думать, нежели производить". Глубокомысленный и
замкнутый Иван Киреевский, один из лучших критиков той поры, ценимый
Жуковским и Пушкиным. Энциклопедически образованный эстетик и теоретик
литературы Владимир Титов, тот самый, о котором Тютчев говорил, наполовину
шутя, наполовину серьезно, что Титову как будто назначено провидением
составить опись всего мира, и который, оставив литературу, стал всего лишь
послом в Константинополе и членом Государственного совета. Юный поэт и
конногвардеец Алексей Хомяков, чей необыкновенно живой ум и вдохновенное,
гибкое слово прирожденного оратора обратили на себя внимание в собраниях у
Рылеева. К кругу любомудров были близки молодые поэты Федор Тютчев и Степан
Шевырев, историк и собиратель русских древностей Михаил Погодин, способный
журналист и издатель Николай Полевой.
Каждое имя тут - заметная веха в истории русской культуры. Не следует
забывать, что все эти одаренные люди были молоды, объединены дружбой и
сходными мнениями, не страшились препятствий и более всего опасались
односторонности, узких путей и бескрылых стремлений. В этом высоком и
благородном простодушии - сила и обаяние романтического любомудрия.
Владимир Одоевский был в этом уникальном культурном организме своего
рода центром, верховным судьей и примирителем. И когда позднее он поступил
на службу и переехал в Петербург, один из любомудров очень точно определил
его роль в кружке: "Вы как солнышко, - держали нас в повиновении; не успели
рвануться от центра, как вдруг
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"