Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (30)


"В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"

вот тебе музыка, вот
живопись - куда угодно? А может быть, я художник такого искусства, которое
еще не существует, которое не есть ни поэзия, ни музыка, ни живопись, -
искусство, которое я должен был открыть и которое, может быть, теперь замрет
на тысячу веков: найди мне его!" Здесь утверждаются романтические идеалы
всеобъемлющей науки и целостного искусства.
Но суровая действительность все время теснит романтику и налагает
жесткие ограничения на сферу фантастического. Мысль Одоевского о мелочах как
цели бытия множества людей заставляет вспомнить знаменитые слова из "Мертвых
душ" о "страшной, потрясающей тине мелочей, опутавших нашу жизнь". В этой-то
тине быта и вязнет постепенно герой "Сильфиды". Подобно Гоголю, Одоевский
показал страшную власть быта, бездуховной материальности, разрушающую
личность и выталкивающую ее либо в житейскую пошлость, либо в безумие. На
это сходство указывал" еще Аполлон Григорьев: "...Одна сторона всеобщей
болезни, отмеченная Гоголем и Одоевским - это власть творимой силы множества
над всяким и каждым, несмотря на демоническую силу личности; но в каждой
личности отдельно таится еще злой и страшный недуг безволия или, точнее
сказать, рассеяния сил, потерявших в человеке центр, точку опоры" {Аполлон
Григорьев. Собр. соч., вып. 8. М., 191б, с. 13.}.
В герое "Сильфиды" медленно гибнет человеческое начало, высокоразвитая
духовность, и он становится "живым мертвецом", двойником бригадира из
одноименной повести Одоевского. И потому "Сильфида", как и другие
"таинственные" повести писателя, не противостоит "Бригадиру", "Балу",
"Княжне Мими", "Насмешке мертвеца", а, напротив, служит вместе с ними одной
цели - беспощадной социальной сатире, критике неидеальной действительности,
"пошлой прозы жизни" и утверждению высоких идеалов и всеобъемлющих духовных
исканий.
В повести "Саламандра" видно стремление писателя соединить историю,
философию и художественную прозу. В сущности, это составное произведение,
романтическая дилогия о трех эпохах - петровской, послепетровской и
современной Одоевскому поре 1830-х годов. В пределах обычного исторического
романа в духе Вальтера Скотта такое соединение было невозможно.
Одоевский, как всегда, нашел особый путь: он соединил в рамках одного
произведения историческую прозу и философско-фантастическую повесть "Эльса".
Историческую повесть "Южный берег Финляндии в начале XVIII столетия" можно
было бы назвать иначе - "Финн Петра Великого", ибо здесь явственно ощутимо
воздействие незавершенного пушкинского романа "Арап Петра Великого", судя по
всему известного Одоевскому еще в рукописи. Это история юного финна Якко,
отправленного Петром Первым на учение в заморские страны. Подобно
пушкинскому арапу Ибрагиму, Якко становится свидетелем, а затем и участником
великих свершений царя-труженика.
Но постепенно Якко из "естественного", выросшего в органичном единении
с родной природой и народом человека превратился в типичного исполнителя,
одержимого мыслью о продвижений по службе и покровительстве царя. После
смерти Петра Первого ученый типограф и переводчик "цифирных книг" стал
алхимиком, жаждущим золота, власти над миром и людьми. И во второй части
"Саламандры" показано постоянное снижение, профанация высокой науки и
духовных идеалов петровской эпохи, начавшаяся после смерти Петра.
Как и пушкинский Германн, Якко приходит к мысли, что ради золота все
дозволено. Это уже сознательный демонизм, злая сила, которой рабски
прислуживает лишенная этического начала наука. Саламандра, дух огня,
возвещает алхимику, что любое желание его исполнится - стоит только
пожелать. Но желания Якко - злобные и антигуманные. Каждое из них,
исполняясь, уносит чужую жизнь.
Главная страсть алхимика - золото. Он каждую ночь превращает свинец в
золотые слитки и пляшет над золотом, объятый безумной и упоительной
радостью. И этот его танец становится страшным символом недолжного
существования, основанного на последовательном отказе от всего
человеческого. В довершение всего Одоевский придает Якко весьма
многозначительную черту: его герой в конце концов отказывается ради золота и
от своего человеческого облика и переселяется в тело убитого им старого
графа. Таков итог этой жизни, которая не нашла опоры в своей эпохе и
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"