Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (16)


"В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"

была
вынуждена опираться лишь на себя, что неизбежно привело к известной формуле
"все дозволено". Рассказ о поучительной судьбе Якко, размышления о судьбах
науки, о переменах в российской действительности - вот главное в
"Саламандре", а фантастика при всей ее сложности и многозначности лишь
помогает реализовать этот замысел Одоевского.
Своими литературными успехами Одоевский в немалой мере был обязан
постоянному творческому общению с Пушкиным, заметившим молодого писателя еще
в пору издания журнала "Московский вестник" и затем привлекшим его к
сотрудничеству в "Современнике". Советы Пушкина, пример его собственной
прозы, и прежде всего "Повестей Белкина", "Капитанской дочки" и "Арапа Петра
Великого", помогли Одоевскому найти свою манеру повествования, "Форма - дело
второстепенное; она изменилась у меня по упреку Пушкина о том, что в моих
прежних произведениях слишком видна моя личность; я стараюсь быть более
пластическим - вот и все" {См. наст. изд., с. 302.},- писал Одоевский в 1844
году, отвечая своим критикам.
С классической русской прозой пушкинской школы мы встречаемся и в
главной книге Владимира Одоевского - "Русских ночах". Книга эта одинока в
истории нашей литературы; ее просто с чем сравнить. Судьба этой книги была
особенно трудной: при своем появлении "Русские ночи" были встречены
недоуменными рецензиями, и трезво мыслившие люди 40-х годов, обнаружив в
этой "странной" (Белинский) книге весьма серьезный, доказательный и
нелицеприятный спор со многими своими любимыми идеями, единодушно признали
ее несовременной и несвоевременной. Лишь из Сибири прозвучал одобряющий
голос старого друга Вильгельма Кюхельбекера: "Книга Одоевского "Русские
ночи" - одна из умнейших книг на русском языке... Сколько поднимает он
вопросов! Конечно, ни один почти не разрешен, но спасибо и за то, что они
подняты - и в русской книге!" {В. К. Кюхельбекер. Дневник. Л., "Прибой",
1929, с. 297.} И затем для "Русских ночей" настала долгая пора забвения,
хотя книга оставалась в литературе и ждала своего часа, нового глубокого
понимания.
"Русские ночи" - своеобразный памятник тому временя, ценнейший
документ, последнее слово, сказанное целой эпохой русской жизни о самой
себе. Без этой книги неполным будет наше представление о времени, когда
возникали, оформлялись многие жизненно важные для развития нашей культуры
мысли и проблемы. "Эта эпоха имела свое значение; кипели тысячи вопросов,
сомнений, догадок - которые снова, но с большею определенностию возбудились
в настоящее время; вопросы чисто философские, экономические, житейские,
народные, ныне нас занимающие, занимали людей и тогда, и много, много
выговоренного ныне, и прямо, и вкривь, и вкось, даже недавний славянофилизм,
- все это уже шевелилось в ту эпоху, как развивающийся зародыш" {В. Ф.
Одоевский. Русские ночи, с. 192.}, - писал позднее Одоевский о 20-30-х годах
прошлого века.
Глубина философской мысли Одоевского отнюдь не превращает "Русские
ночи" в скучную ученую книгу. Пластичной, четкой, скупой на словесные
украшения и фигуры прозой написаны повести, составившие основу книги и
воплотившие в "историко-символических лицах" своих персонажей мысли автора о
судьбах людей и цивилизаций.
Выпуская в свет столь уникальную, сложную по форме и мыслям книгу,
Одоевский не без оснований опасался, что критика и читатели не все в ней
поймут и оценят: "Более всего я ожидаю нападений на форму, мною избранную...
Соединение частей моей книги будет ли для них представляться в виде того
живого организма, в котором мне оно представлялось?" {ОР ГПБ, ф. 539, оп. 1,
пер. 13, л. II.}.
Но он не мог и не хотел дожидаться всеобщего понимания, ибо с полным
правом считал эту книгу одним из главных дел своей жизни. В молодости
любомудр Одоевский смело задал вопрос: "Мы, русские, последние пришли на
поприще словесности. Не нам ли определено заменить эпопею, теперь
невозможную, драмою, соединяющею в себе все роды словесности и все
искусства?" {В. Ф. Одоевский. Теория изящных искусств. Парадоксы. -
"Московский вестник", 1827, ч. II, Ќ 6, с. 168. На это суждение молодого
писателя мы можем смотреть и как на своего рода прозрение, предсказание
появления русского классического романа, действительно соединившего в себе
напряженный
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"