Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)


"Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"

Содержание



   В. Н. Майков
Сочинение князя В. Ф. Одоевского 1
   В. В. Розанов
Чаадаев и кн. Одоевский 6
   М. Г. Горлин
К столетию "Русских ночей" 12
   А. И. Кошелев
Записки 13
   И. И. Панаев
Литературные воспоминания
(Отрывок) 15
   В. Ф. Ленц
Приключения лифляндца в Петербурге
(Отрывок) 19
   Д. В. Григорович
Литературные воспоминания
(Отрывок) 21
   Я. П. Полонский
Из воспоминаний
(Отрывок) 22
   Примечания 23
 
 
  -- В. Н. Майков
Сочинение князя В. Ф. Одоевского
 
   Собрание сочинений князя В. Ф. Одоевского, бесспорно, состав­ляет замеча­тельнейшее явление в русской литературе 1844 года. Одна оригинальность взгляда автора уже обращает на себя особенное, серь­езное внимание критики; но она же вызывает несколько вопросов, которые мы должны решить, прежде чем представим читателям свое мнение об этом капитальном приобретении для искусства.
   Прочтя сплошь, от доски до доски, все три части сочинения кня­зя В. Ф. Одоев­ского, вы невольно задумаетесь над этим собранием повестей, мистических рассказов, древних и новых преданий, над отрывками из пестрых сказок, над домашними разговорами... По­вторяем, задумаетесь невольно, если любите отда­вать себе отчет в том, что прочли. Вы спросите, к чему ведут мистические рассуждения, наполняющие всю первую часть, и какая связь между этими рассуж­дениями автора и превосходными повестями, разбросанными во вто­рой и третьей части. Вы спросите, что доказал автор в первой части и что он представил в последних.
   Нам кажется, что сочинение князя Одоевского логически можно разделить на два отдела: на отдел мистики, к которому принадлежат почти все рассказы автора, названные "Русскими ночами" и занимаю­щие всю первую часть, и на отдел новостей, имеющих бесспорное литературное достоинство и чуждых мистицизму. Поэтому прежде всего считаем обязанностью рассмотреть сущность мистицизма, воз­можность или невозможность его как системы познания и потом при­менять свой взгляд к разбираемому нами сочинению.
   Человек, по своей духовной природе, полон сил разнородных. Как мыслящее существо, он пытает природу и человека, доискивает­ся причин того, что видит, слышит, обоняет, осязает. Он разлагает природу химически, режет ее как хирург, анализирует как моралист и не дает ей пощады там, где она вздумает бросить камень преткнове­ния гордому уму, могучему сознанием своего собственного достоин­ства. В этом направлении ум терзает природу... благородно, потому что проникает материю духом, дает ей жизнь разумную. Ум доволен и самим собою и тем, что он исследует; но доволен только до тех пор, пока ему удается заманчивая деятельность.
   Человек, как существо чувствующее и одаренное воображением, то трепещет от восторга, то страдает, то полон энергии, то бессмыс­ленно предан апатии, то готов обнять ближнего как брата, то рад оттолкнуть его как смертельного врага. А воображение -- оно не мол­чит, смотря на преобладание чувств в человеке; оно то одевает мир радужным сиянием, то набрасывает на него темное покрывало. Было время, когда люди в таинственном шуме лесов слышали сладкие бе­седы и игры вечно юных дриад и неуклюжих сластолюбцев фавнов; пришло время, когда люди в стоне лесном разумеют одно течение воздуха, более или менее сильное, производящее движение ветвей. Было время, когда духи неба и земли запросто расхаживали по горо­дам и деревням, как будто им в самом деле было там место. По ней странствовали боги и полубоги, сильфиды и саламандры, ведьмы и вампиры, словом, кто ни расхаживал по суше и морям, где теперь спокойно ходят пароходы и паровозы... И так человек мыслит, чув­ствует и создает себе образы и картины... Но где же мистицизм? -- Позвольте, будет и ему место.
   Чувство и мысль, чувство и воображение -- вот главные пружи­ны наших дум и мечтаний. Чем начинает человек свою жизнь? Что прежде он видит в мире -- картину или загадку? Натурально первое. Человек, не рассуждая, привыкает ко всему окружающему, бессо­знательно живет наравне с природою, радуется солнечному свету и боится темноты, недоволен, когда его заставляют думать, и рад, когда найдут пищу воображению. И много времени проходит, пока мысль спит под баюканьем чувств и воображения, под напевами няни и рассказами старины. Для иных проходит вся жизнь, а мысль все крепко спит, и ничто ее не пробуждает. Но так сладко спится не всем, не всем даны в удел одни грезы да
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"