Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (8)


"Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"

и вместе братски нежную...
   Ну, это "нежную" я перекидываю от сложения его рта, в кото­ром, по Репину, "весь человек". Рот Чаадаева и рот кн. Одоевско­го -- это целая опера "Верди" в одном случае и Вагнера -- в другом. Чаадаев только и умеет поучать, но это до того все "из книг", и из чужих напевов, что не хочется не только учиться, но даже слу­шать. Что после "писем" Гильдебрандта, Григория Великого, после страниц бл. Августина мог сказать нам маленький петербургский католик:
  

Скука, холод и гранит...

 
   Одоевский -- просто друг нам и ничему не хочет учить. Оттого и форма его -- не речь, "моя речь", как у Чаадаева, и даже не статья или книга, а диалог: "беседа друзей ночью", где никто ничего не про­поведует, не навязывает; а точно они берут из рук друг друга микро­скоп и поочередно рассматривают под ним "мелочь жизни", в кото­рой именно прилежанием внимания и зрения открывают миры...
   Большие и нежные его губы, характерно изогнутые, выражают все лицо, весь дух его. В "русской портретной галерее" я не знаю лица, более исполненного мысли. Это -- не "позитивная мысль", не "бревно" Спенсера, Бентама или Огюста Конта: это мысль каких-то утонченных цветов, с чудным запахом, попадающихся в лесной глу­ши, где тень чередуется с солнцем, сырость со зноем, где все не­определенно и неожиданно, ново и свежо... И как это прекрасно в его "ночах", что собеседники то рассуждают, то просто рассказыва­ют. И в книге столько же простой новеллы, сколько и философии.
   Спасибо издателю (г. Цветкову), спасибо и книгоиздательству. "Варварство наше еще не окончательное", не вовсе затоптали нас Бокли и Спенсеры, -- и Одоевский запестреет во всех больших и маленьких библиотеках. Он издан очень стильно, без замусоривающих "ученых примечаний", копировально с рукописей и с соблюдением шриф­тов, бумаги и заглавного листа тех "времен Одоевского и Пушкина". Спасибо, -- и будем читать.

<1913>

 
 
 
  -- М. Г. Горлин
К столетию "Русских ночей"
 
   "Вот, господа, следствие односторонности и специальности, ко­торая нынче почитается целию жизни; вот что значит полное погру­жение в вещественные выгоды и полное забвение других, так назы­ваемых безполезных порывов души. Человек думал закопать их, за­конопатить хлопчатой бумагой, залить дегтем и салом, -- а они являются к нему в виде привидения: тоски непонятной!"
   Этот крик доносится к нам из книги, законченной сто лет тому назад, "Русских ночей" Одоевского. Странная судьба у этого произ­ведения. Одоевский долго работал над своей любимой вещью: в ос­новных чертах она была закончена в 1834 г., но прошло целых десять лет, прежде чем он решился опубликовать ее. Отдельные повести появлялись в журналах, но сама книга увидела свет только в 1844 г. Встречена она была почтительно, но холодно. Скоро ее позабыли совсем. Понадобилась работа целого поколения историков литерату­ры, чтобы вновь обратить на нее внимание; в 1913 году "Русские ночи" вышли вторым изданием. Но, думается, только наше время в состо­янии вполне оценить книгу Одоевского. Нужен был горький опыт войн и революций, чтобы понять, насколько правдив тот беспощад­ный анализ механизации жизни и распада культуры, который содер­жится в "Русских ночах". Современникам казалось, что "Сиятель­ный Князь Albert le Grand, Hoffman II" (так называла Одоевского гра­финя Ростопчина) просто предался мрачному фантазерству.
   Три юных философа или, как их тогда называли, любомудра задумываются над судьбой человечества. С светского бала, забыв о мазурке, отправляются они к Фаусту, другу их, мистику и ученому, представляющему собою весьма лестный автопортрет Одоевского. Фауст должен разрешить все их сомнения, ответить на все их вопро­сы. Он действительно отвечает, однако, не сразу и не просто. У не­го, оказывается, имеется рукопись каких-то молодых искателей ис­тины. Чтение этой рукописи, состоящей главным образом из алле­горических повествований, и обсуждение ее составляют сюжет "Русских ночей".
   Что же содержит эта рукопись? К каким заключениям приходят "молодые искатели истины"? Невеселы их выводы. Культура нахо­дится в состоянии омертвения и распада. Все больше и больше стре­мится каждый уйти в свою область, отгородиться от всего остального, чтобы уединиться
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"