Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (14)


"Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"

игрушки. Человек, возму­жав, когда-то спросил себя: отчего? -- и, задав себе вопрос, решал его в продолже­нии всей жизни и никак не мог решить; за одним воп­росом следовал другой. С тех пор задача дробится, разветвляется, охватывает сетью весь мир, и мысль, пораженная собственным вели­чием и немощью, рвется в этой сети, в иных местах прорывает ее, в других запутывается и изнемогает... Борьбу, начатую одним челове­ком, продолжает целое человечество; неистово рвет оно цепь, око­вавшую гордость земную, и детски радуется малейшему успеху.
   Таков ход человечества на пути просвещения. Прежде всего оно начинает чувствовать и представлять, а потом уже мыслить. В пер­вый период, период чувств и воображения, народ живет, не смущая хитросплетениями ума бойко играющую жизнь чувства и фантазии. Он чувствует сладость или горесть жизни, верит, что благородство должно быть мерилом действий человека, не спрашивая, почему именно следует верить, что дух на земле -- только странник, что ему дана другая светлая обитель, куда он перенесется, когда сбросит вре­менную оболочку. Сердце бьется в упоении, созерцая величие Бога в природе, воображение теряется в беспредельности миров, создает в лесах обиталище духов; видя явление, выходящее из ряда обыкно­венных, оно не хочет допытывать его, увлеченное сердечным волнением, мгновенно придает ему образ и какую-нибудь таинственную силу. Огонек на кладбище -- блуждающая душа мертвеца, эхо лес­ное -- крик лешего... и так далее. В этот период появились наяды, ореады, сильфиды, гномы, русалки, демоны, домовые...
   Так написано каждому народу; так было в языческой древности, так повторялось это явление и в новом мире.
   Когда Запад, обновленный идеей нового учения, с жаром усво­ил христианство, он был юн. Юность его выразилась и в политике, и в литературе, и в науке. Приведем в пример походы крестовые; они были мгновенным делом взволнованного чувства; тут не было предварительного обсуждения предприятия, тут не было дальновид­ных замыслов, заранее обдуманных: это было дело геройское, и во­обще средние века составляют геройский период истории Запада. Рассеянные толпы крестоносцев, бросившись на Азию, погибли в ней оттого, что не сообразили средств войны. Литература средних веков не походит ни на классическую, ни на новейшую. Поражая читателя обилием чувства, внутреннего содержания и странностью форм, не имеющих места в жизни действительной, перемешивая события, времена и лица, она набрасывает на мир свое собственное покрывало, более или менее мистическое. И не мудрено -- на Запад были перенесены Библия и алькоран. Суровый дух западных дика­рей, проникнутых возвышенной идеей любви христианской, выра­жался то в рыцарстве, то в строгой аскетичной жизни, то в нежных и геройских песнях трубадуров, то в самых отвлеченных богословских спорах. Иначе и не могло быть -- верование руководило чувством. Картины воображения более пленяли человека, нежели холодные выкладки ума. Так, юные народы не могли устоять от обольщения алькорана, принесенного маврами. Несмотря на все отвращение хри­стиан от магометан, первые не могли не восхищаться Кордовой и Гренадой, они прислушивались к песням аравитян и их ученым тол­кам. Разительным примером служит ученый Жербер. Сперва он дол­гое время учился в монастыре Орильяк, потом, желая более углу­биться в науки, принесенные с Востока, отправился в Толедо; там арабские ученые посвятили его в таинства математики, астрологии и магии. Возвратившись из Толедо, он был начальником монастыря, потом воспитателем Гуго Капета, потом епископом реймским и на­конец папой под именем Сильвестра Второго. Папа -- воспитанник арабских магов и славы христианской!
   О состоянии наук говорить нечего -- мистицизм был исходным пунктом учения как в науках нравственных и естественных. Науку создавало воображение, а не ум.
   Все нами сказанное клонится к тому, чтобы показать время, ког­да в первый раз появился в Западной Европе мистицизм, обуслов­ленный несовершенством образования и преимущественным разви­тием чувства и воображения. Посмотрим, не бывает ли еще состоя­ние духа, когда сей последний склонен к сверхъестест­венному.
   Мысль, как сила, враждебная фантазии, сперва гонит чудес­ное, а потом в свою очередь приводит к верованию в мир тайный, неведомый на земле, недоступный ни глазу, ни уху. Сначала она дерзко начинает испытывать природу и узнает многое; обольщенная успехом, она делается горда, но ненадолго. Везде она узнает одни явления, не доходя до сущности вещей. Вопросы, которые более всего хотелось бы человеку решать, становятся самыми затруднитель­ными задачами. Дойдя до вопроса: что такое душа, откуда она, за­чем она здесь и куда скроется по смерти тела -- ум цепенеет, видя свое бессилие; постигнув законы тел небесных, мы узнаем одни только формы жизни, --
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"