Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
1803-1869

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (8)


"Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"
Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"

а этого еще не много. Сама жизнь ускользает от на­шего уразумения. На земле видим мы также одни только законы, по которым развиваются существа органические и неорганические. Как быть? Мысль сама себя теснит и подкапывает, является вновь по­требность воображения, необходимо пополнить пробелы в заключе­ниях ума, а достигнуть этой цели нельзя иначе как фантазией, кото­рая должна спасти мысль от самоубийства. Когда человек дойдет до этой точки развития, тогда он, как существо нравственное, всесторонен. Перед тем, чего не может постигнуть его ум, он смиренно преклоняется и говорит: "Не знаю", ум совершил на земле все, что мог совершить. Он остается в стороне, не берется за решение задач, для которых у него недостает необходимых данных; зато, в свою оче­редь, он их и не отвергает.
   Мистицизм для одних начинается с самых обыкновенных явле­ний, потому что они не могут или не хотят их исследовать, предо­ставляя воображению создать какой-нибудь образ; и в наше время есть люди, которые не без трепета видят блуждающие огни и неравно­душно слушают рассказы о ведьмах. Для других сверхъестественное начинается гораздо выше, там, где просвещенная наукою мысль не может решить вопросы. Итак, расширение мысли идет в параллель с ограничением круга мистицизма. Но мы говорим, что есть твердо поставленные границы ума, следовательно, есть законное место ми­стицизму. Но если взять в отдельности каждого человека, то один более ему подвержен, другой менее; есть даже и такие люди, которые обходятся совершенно без мистики. Не говоря о приведенной нами причине, именно о степени образованности, на расположение к сверхъестественным верованиям действуют и обман чувств, и раздра­жительность нервов, и болезнь тела. Сколько чудес приписывается луне, потому что ее свет удивительно способствует миражу! Под ее влиянием встают мертвецы, вампиры и прочая, и прочая.
   Все это мы сочли необходимым сказать прежде, нежели присту­пим к сочинениям князя Одоевского. Во введении к этим сочинени­ям мы встречаем те вопросы, которые волновали любознательную душу автора, те задачи, которые хочет распознавать просвещенный ум че­ловека и на которые не дает ответа обыкновенный способ познания. В этом введении высказывается и идея сочинения. Вот она:
   "Во все эпохи душа человека стремлением необоримой силы, не­вольно, как магнит к северу, обращается к задачам, которых разре­шение скрывается в глубине таинственных стихий, образующих и свя­зывающих жизнь духовную и жизнь вещественную; ничто не останавливает сего стремления: ни житейские печали и радости, ни мятежная деятельность, ни суетное созерцание; сие стремление столь постоян­но, что иногда кажется, оно происходит независимо от воли челове­ка, подобно физическим отправлениям; проходят столетия, все по­глощается временем: понятия, нравы, привычки, направление, об­раз действования, вся прошедшая жизнь тонет в недосягаемой глубине, а чудесная задача всплывает над усопшим миром; после дол­гой борьбы, сомнений, насмешек новое поколение, подобно преж­нему, им осмеянному, испытует глубину тех же таинственных сти­хий; течение вновь разнообразит имена их, изменяет и понятие об оных, но не изменяет ни их существа, ни их образа действия; вечно юные, вечно мощные, они постоянно пребывают в первозданной своей девственности, и их дивная гармония внятно слышится посре­ди бурь, столь часто возмущающих сердце человека. Для объяснения великого смысла сих великих деятелей естествоиспытатель вопрошает произведения вещественного мира, сии символы вещественной жиз­ни, историк -- живые символы, внесенные в летописи народов, поэт -- живые символы души своей".
   Чтобы еще более видеть, что хотел описать в своем сочинении автор, выпишем еще несколько строк, чтобы лучше показать, вы­полнил ли он заданную себе задачу:
   "Наш XIX век называют просвещенным, но в самом ли деле мы счастливее того рыбака, который некогда, может быть, в этом са­мом месте, где теперь пестреет газовая толпа (эти рассуждения про­исходили на бале), расстилал свои сети?" Что вокруг нас?
   "Зачем мятутся народы? Зачем, как снежную пыль, разносит их вихорь? Зачем плачет младенец, терзается юноша, унывает старец? Зачем общество враждует с обществом и еще с каждым из своих чле­нов? Зачем железо рассекает связи любви и дружбы? Зачем преступ­ление и несчастие считается необходимою буквою в математической формуле общества?"
   "Являются народы на поприще жизни, блещут славою, напол­няют собою страницы истории и вдруг слабеют, приходят в какое-то беснование, как строители вавилонской башни, -- и имя их с трудом отыскивает чужеземный археолог посреди пыльных хартий".
   "Здесь общество страждет, ибо нет среди его сильного духа, кото­рый смирил
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Одоевский Владимир Федорович - Рефераты - "Князь В. Ф. Одоевский в критике и мемуарах"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"